Андеррайтинг


Аудит


Аутсорсинг


Биллинг


Брокер


Девелопмент


Дисконт


Клиринг


Консалтинг


Лизинг


Логистика


Менеджмент


Мерчендайзинг


Овердрафт


Опцион


Оферта


Рента


Ритейл


Сертификация


Тендер


Факторинг


Франчайзинг


Франшиза


Фьючерс


Холдинг



Потребительская кооперация


ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ КООПЕРАЦИЯ — массовая общественно-хозяйственная организация, основанная на колхозно-кооперативной собственности. Призвана способствовать удовлетворению материальных и культурных потребностей граждан, развитию их политической активности и самодеятельности. Объединяет 60 млн членов, проживающих преимущественно в сельской местности и небольших городах.

Систему потребительской кооперации образуют создаваемые по территориально-производственному признаку потребительские кооперативы, объединенные в районные, областные, краевые, окружные, республиканские союзы (потребсоюзы), возглавляемые Центросоюзом.

Потребительские кооперативы организуют торговлю и общественное питание; закупают по договорным ценам излишки сельскохозяйственных продуктов в личных подсобных хозяйствах граждан и в колхозах и реализуют их в городах и промышленных центрах; заготавливают по государственному плану в колхозах и совхозах отдельные виды продуктов и животноводческого сырья; производят разнообразные продукты питания (хлеб, консервы, кондитерские и колбасные изделия, безалкогольные напитки и др), а также непродовольственные товары массового спроса (швейные изделия, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения и др.); занимаются откормом скота и птицы, рыбоводством, пушным звероводством и др.

Ориентация на самообеспечение путем максимального использования местных возможностей позволяет потребительской кооперации самостоятельно формировать часть товарных ресурсов, особенно продовольственных, для обеспечения как своих членов, так и всего обслуживаемого населения. Общественная природа потребительской кооперации обусловливает ее особенности в характере управления, источниках образования средств и использования прибыли.

Потребительская кооперация основана на принципах добровольного членства, самоуправления и самоокупаемости. Собственные средства образуются за счет вступительных и паевых взносов членов потребительской кооперации и накоплений от хозяйственной деятельности. Организации потребительской кооперации уплачивают в государственный бюджет подоходный налог с прибыли и ряд других обязательных платежей.

Потребительская кооперация — одна из форм социалистического самоуправления и эффективное средство развития народного хозяйства. XXVII съезд КПСС поставил перед потребительской кооперацией задачу увеличить вклад в реализацию Продовольственной программы СССР, Комплексной программы развития производства товаров народного потребления и сферы услуг ко 1986—2000 годы, всемерно содействовать социальному переустройству села. На решение этой задачи направлена и перестройка хозяйственного механизма, осуществляемая в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования, экономического стимулирования и управления в государственной торговле и потребительской кооперации».

Переход на новые условия хозяйствования создает предпосылки для дальнейшего расширения самостоятельности кооперативных организаций и предприятий, повышения их ответственности за конечные результаты работы, для более полного использования присущих П. к. принципов самофинансирования и самоокупаемости, внедрения экономических -методов хозяйствования. Сокращается число централизованно устанавливаемых показателей, усиливается роль экономических нормативов (см. Нормативы экономические).

Пятилетний план экономического и социального развития СССР становится основной формой планирования хозяйственной деятельности на всех уровнях. Ограничена централизация средств в вышестоящих кооперативных звеньях и введена плата за пользование их ссудами. В каждой кооперативной организации создается единый фонд оплаты труда, который образуется за счет доходов от хозяйственной деятельности. Потребительская кооперация СССР — член Международного кооперативного альянса (МКА), последовательно выступает за единство прогрессивных кооперативов всех стран в борьбе за мир, демократию и социальный прогресс. Осуществляет внешнюю торговлю, с кооперативными организациями и фирмами зарубежных стран.

Источник: Краткий экономический словарь, М., 1987



Обзоры и публикации

Недавнее вступление России в ВТО вызвало массу вопросов: принесет ли членство в этой организации реальные дивиденты стране? Не приведет ли оно к ухудшению экономического положения в ряде отраслей? Поговорим об этой проблеме подробнее...
Читать полностью >>


Термин оффшор прочно вошел в наш экономический лексикон. Что же представляет собой на практике регистрация компании в оффшорной зоне? Есть ли какие-либо ограничения для владельцев подобных компаний? Рассмотрим эту тему в нашем обзоре...
Читать полностью >>


Многие слышали про ПИФы - паевые инвестиционные фонды, но немногие представляют себе механизм их деятельности на финансовом рынке. Как осуществляется управление ПИФами? На какую доходность можно рассчитывать инвестору? Разберем эти и другие вопросы...
Читать полностью >>


Венчурные инвестиции – занятие в высшей степени рискованное, но тем не менее в последние годы к этому вопросу приковано повышенное внимание. Чем же так привлекательно вложение в рискованные ценные бумаги или предприятия? Постараемся ответить на этот вопрос...
Читать полностью >>


Термин хеджирование не так часто, как другие, встречается в экономической литературе, однако знание основных моментов, связанных с хеджированием, необходимо и рядовому участнику товарной биржи или фьючерсного рынка, и крупному инвестору. Рассмотрим подробнее эту тему...
Читать полностью >>